image description Предпринимателей региона ждет работа в новых условиях

Общественный представитель АСИ в регионе, вице-президент Союза «Калининградская торгово-промышленная палата» Марина Фицак приняла участие в круглом столе на тему: «Калининградская область в условиях нового законодательства: перспективы применения Таможенного Кодекса ЕАЭС». 
В ходе дискуссии, которая состоялась на площадке МФЦ для бизнеса, представители регионального правительства, депутаты, бизнесмены отметили, что благодаря вовремя внесенным в ТК ЕАЭС поправкам, инициированным, в том числе предпринимательским сообществом, удалось отстоять интересы Калининградской области на федеральном и евразийском уровне. 
 «Последние четыре года работы над проектом Таможенного Кодекса, мы имели беспрецедентную возможность выносить мнение и предложения регионального бизнес-сообщества на самый высокий уровень, - отметила Марина Фицак. - Несмотря на сложность переговорного процесса, в котором участвовали представители пяти государств, удалось нормы, принципиально важные для калининградского бизнеса, сохранить в основных либо в переходных положениях Кодекса. Хотя нас не раз упрекали в излишнем лоббировании интересов калининградских предпринимателей». 
С 1 января 2018 года вступит в силу Таможенный Кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), в котором отражены новые подходы к таможенному регулированию. Он создает единые правила для всех стран «пятерки» - России, Белоруссии, Армении, Казахстана и Кыргыстана.   Предполагается, что все пункты таможенного администрирования на территории ЕАЭС будут одинаковыми, работающими по единому регламенту. Предусмотрен переход на современные информационные технологии, благодаря чему отпадет необходимость в бумажных декларациях, а соответственно не потребуется и пакет сопроводительных документов к ним. Предусматривается возможность использования механизма «одного окна»: в этом случае таможенные органы не будут запрашивать у декларанта документы, которые могут быть получены из других государственных органов в рамках информационного взаимодействия. После принятия ряда документов, конкретизирующих действие Кодекса, в некоторых случаях будет производиться автоматический выпуск товаров, предоставляться отсрочка по уплате таможенных пошлин и налогов. 
«Одно из главных достижений - мы отстояли понятие «товары Союза». В предварительном варианте Кодекса сельхозпродукция, выращенная из иностранных компонентов, не подпадала под понятие «товары Союза», что создавало угрозу для всех сельхозпроизводителей и переработчиков. К примеру, каждое яблоко, выросшее на завезенном саженце, нужно было подвергать процедуре таможенной очистки. Кроме того, сохранили существующее сейчас положение о том, что товары ЕАЭС перемещаются с остальной территории Союза на территорию Калининградской области без попадания под таможенную процедуру свободной таможенной зоны», - сообщила вице-президент Калининградской торгово-промышленной палаты Марина Фицак.
Как отметили эксперты, с Таможенным кодексом связана практически половина поправок к закону «Об особой экономической зоне в Калининградской области». Одна из них касается процедуры таможенной идентификации товаров.
 «Идентификация с учетом бухгалтерской системы - это изменение идеологии работы таможни. Для реализации этой идеи мы вводим электронную базу, куда предприниматель будет заносить товарно-материальные данные. Это одна из новелл. Вторая новелла в законе об ОЭЗ - в русле реформы контрольно-надзорной деятельности. К предпринимателю, который открыл свои данные и внес их в общую с таможней систему, будет применяться режим доверия – его не станут держать на границе, процедура контроля будет осуществляться постфактум», - рассказал заместитель председателя Правительства Александр Шендерюк-Жидков.
 Еще одно законодательное нововведение вызывает опасение представителей транспортных компаний. Согласно Таможенному кодексу ЕАЭС, под режим свободной таможенной зоны могут быть оформлены только находящиеся в собственности транспортные средства. Региональное правительство совместно с предпринимательским сообществом постарались исправить ситуацию через поправки к закону об ОЭЗ.
«Если опираться только на заложенную в кодексе норму, из-за дополнительных пошлин на транспортные средства, находящиеся в аренде и лизинге, развитие транспортного комплекса Калининградской области затормозится в два раза. Поэтому в поправках к закону об Особой экономической зоне было прописано условие, согласно которому под режим свободной таможенной зоны попадают также транспортные средства, являющиеся предметом договора лизинга. А если транспортное средство в аренде? Нам до сих пор не понятно, как таможенный инспектор будет трактовать законы с 1 января», - высказался депутат областной Думы, председатель комитета по транспорту и таможенной политике Калининградской ТПП Леонид Степанюк.
Резюмируя обсуждение, участники круглого стола отметили, что существует вероятность возникновения определенных трудностей уже с 1 января, когда регион начнет жить в соответствии с новым ТК. Как будет все работать на практике, покажет только время. 
Поэтому работа над документом продолжится и в следующем году - Александр Шендерюк-Жидков предложил представителям предпринимательского сообщества активно участвовать в формировании поправок в дополнительные нормативно-правовые акты и раз в квартал направлять свои предложения в Правительство региона.

Фотографии предоставлены организаторами мероприятия.

Фотогалерея